В настоящее время ГИБДД и Росгвардия используют беспилотные летательные аппараты (БПЛА) для обеспечения безопасности и выявления нарушителей на дорогах. БПЛА кружат вблизи поста ДПС и передают оператору информацию о зафиксированных правонарушениях. БПЛА работают в 17 регионах: в республиках Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Татарстан и Удмуртия. Их взяли на вооружение в Забайкальском, Краснодарском, Красноярском и Пермском краях, Амурской, Воронежской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Свердловской, Тюменской областях и в Москве.
МВД подбирает участки для БПЛА на основе анализа аварийности дорог с отсутствующими автоматизированными средствами фиксации нарушений ПДД. На аварийно-опасных участках находятся посты ДПС, к которым прикреплены БПЛА. Они патрулируют указанную территорию вблизи поста и сообщают оператору об обнаруженных правонарушениях. БПЛА планируют использовать для выявления административных правонарушений, таких как выезд на встречную полосу или пересечение дорожной разметки, и для информирования нарядов ДПС о дорожной ситуации. Кроме того, БПЛА будут способствовать установлению порядка на дорогах благодаря «психологическому побуждению к соблюдению правил дорожного движения». Для этих целей МВД информирует граждан о применении БПЛА для контроля за ездой на дорогах. На въезде и выезде с контролируемых участков Госавтоинспекция установила щиты с надписью «Внимание! Контроль выезда на встречную полосу!» и изображением беспилотника. После этого, по сообщению МВД, не было выявлено ДТП, связанных с выездом на встречную полосу.
Предпосылки использования БПЛА для обеспечения безопасности дорожного движения:
1) такие комплексы стали доступны для широкого применения;
2) технология видеонаблюдения позволяет вести наблюдение на значительном расстоянии;
3) технология фиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) отработана на практике.
Целью использования БПЛА является обеспечение:
- мобильности и оперативности при решении задач обеспечения безопасности дорожного движения;
- масштабного обследования и широкоформатного обзора при обследовании улично-дорожной сети;
- оперативного обзора при организации поиска и преследования транспортных средств.
Комплекс БПЛА включает:
1) летательный аппарат;
2) видеодатчик, установленный на летательном аппарате;
3) автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора, установленное внутри транспортного средства поста контроля;
4) транспортное средство поста контроля.
АРМ оператора включает:
- вычислительный модуль, предназначенный для фиксации нарушений ПДД;
- пульт управления летательным аппаратом;
- АРМ приема и обработки информации о зафиксированных нарушениях ПДД.
Транспортное средство поста контроля включает:
- систему электроснабжения;
- систему отопления;
- систему кондиционирования.
Структурная схема комплекса БПЛА приведена на рис.1
БПЛА, оснащенный мощным видеодатчиком, способен в полете с расстояния до двухсот метров автоматически фиксировать информацию, на основе которой может быть сформирована необходимая доказательную база для привлечения к ответственности нарушителей ПДД. Информация о нарушении может передаваться автоматически в ЦАФАПОДД для вынесения постановлений об административных правонарушениях, либо передаваться наряду дорожно-патрульной службы (ДПС) для привлечения к административной ответственности, конкретного нарушителя непосредственно сотрудником ДПС. Комплекс БПЛА способен фиксировать, следующие нарушения ПДД:
- выезд на встречную полосу для движения транспортного средства (ТС);
- движение по обочине;
- движение по выделенной полосе;
- проезд ТС по трамвайным путям встречного направления;
- проезд ТС по велодорожкам и тротуарам;
- неправильное расположение ТС на проезжей части;
- движение грузового транспорта запрещено;
- движение запрещено;
- въезд запрещен.
В таблице приведены примерные технические характеристики комплекса БПЛА
Наименование характеристики | Значение |
Летательный аппарат | |
Размер (диаметр) рамы | 1800 мм |
Кол-во моторов | 6 |
Время полета (на одном комплекте аккумуляторной батареи) | 60 минут |
Максимальный взлетный вес | 26 кг |
Максимальная скорость | 72 км/ч |
Максимальная высота полета | 100 м |
Видеодатчик | |
Максимальное расстояние до зоны контроля | 200 м |
Зум | 30Х |
Подвес камеры | 3-х осевой стабилизатор |
Рабочее напряжение, В | 12 В |
Вес камеры с подвесом | 848 г |
Обеспечивающие системы автомобиля поста | |
Мощность системы электропитания | 8 кВт |
Зарядная станция для АКБ летательного аппарата | 1 |
Количество одновременно заряжаемых АКБ | 4 шт |
Мощность системы кондиционирования | 9 кВт |
Мощность системы отопления | 3 кВт |
Технические возможности управления летательным аппаратом:
-автоматический взлет / посадка;
-самостоятельный полет на заданную точку;
-самостоятельный полет по проложенному маршруту;
-возможность зависания в необходимой точке на заданное время;
-самостоятельный возврат на место взлета по команде / таймеру;
-самостоятельный возврат на место взлета при разрыве связи с наземной станцией;
-передача на наземную станцию полетной телеметрии:
- скорость;
- высота полета;
- температура воздуха на высоте;
- состояние аккумулятора;
- текущие координаты;
-передача видеосигнала на наземную станцию;
-удаленное управление подвесом камеры (поворот, стабилизация);
-удаленное управление зумом камеры.
С помощью комплекса БПЛА возможно решение следующих задач:
1) расширение и отработка фиксации нарушений ПДД;
2) исследование дорожного полотна на предмет соответствия проекту организации дорожного движения (ПОДД) на заданном участке;
3) оценка обстановки в случае возникновения нештатных ситуаций (при недоступности места происшествия для патруля ДПС);
4) выявление и идентификация разыскиваемого транспортного средства, захват и сопровождение.
БПЛА в движении выполняет съемку заданного участка дороги и передает на наземную станцию (компьютер) в он-лайн режиме.
На наземной станции выполняется:
- загрузка он-лайн видео с БПЛА;
- по видео — распознавание горизонтальной разметки и дорожных знаков, формирование фактической модели заданного участка дороги;
- загрузка описания ПОДД;
- сравнение ПОДД и фактической модели участка дороги, формирование протокола сравнения.
Для комплекса БПЛА организуется он-лайн доступ к фиксированному списку ТС, подлежащих контролю. При обнаружении в зоне контроля БПЛА автомобиля, государственный регистрационный знак (ГРЗ) которого присутствует в списке, выполняется сигнализация на патруль ДПС, находящийся вблизи зоны контроля БПЛА, который выполняет остановку и проверку этого автомобиля.
Возможность оперативной съемки места ДТП сверху позволяет выполнить фиксацию картины места ДТП, а также формирование схемы ДТП на основе распознавания образов. Сформированная таким образом схема может быть использована в процедуре автоматизированного формирования документов по оформлению ДТП и интеграции в единую базу данных. Использование БПЛА позволяет контролировать участок дороги протяженностью до 10 км, по 5 км в каждую сторону от патрульного автомобиля. Если БПЛА заметит автомобиль, выехавший на встречную полосу, он осуществит «автозахват» и будет следить за ним, пока его не остановят полицейские.
При этом видеозапись, на которой зафиксировано нарушение и путь машины вплоть до остановки, сохраняется на жестком диске оператора БПЛА. При остановке автомобиля запись демонстрируют водителю. Это видео впоследствии копируют на оптический диск и приобщают к делу как доказательство к протоколу о нарушении ПДД.
Кроме того, на основе сведений, которые предоставляют БПЛА, формируется перечень аварийно-опасных участков дорог.
Владимир Балановский,
член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, действительный член АПК и ВАНКБ, профессор Академии военных наук;
Иван Брец,
заместитель генерального директора ООО «Профит»;
Алексей Авдонов,
генеральный директор «Интерправо Инвест