Профит
  • Главная
  • Проекты
    • Техническое обслуживание комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД «Тайфун», используемых для фотовидефиксации нарушений правил стоянки транспортных средств.
    • Установка комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах Краснодарского края по заказу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в 2021 году.
    • Установка комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах Краснодарского края по заказу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в 2020 году.
  • Исследования
    • Разработка комплекса автоматической фиксации нарушений ПДД «НЕЙРОН»
    • Развитие функционала комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД)
    • Создание комплекса фотовидеофиксации нарушений ПДД с помощью беспилотного летательного аппарата роторного типа (БПЛА)
    • Создание комплекса для наблюдения за дорожным полотном с помощью БПЛА.
    • Исследования по использованию распознавания звука для ТС
  • Статьи
  • О нас
  • История
  • Документы
  • Контакты

Использование беспилотных летательных аппаратов для обеспечения безопасности дорожного движения

Профит / Статьи / Использование беспилотных летательных аппаратов для обеспечения безопасности дорожного движения

В настоящее время ГИБДД и Росгвардия используют беспилотные летательные аппараты (БПЛА) для обеспечения безопасности и выявления нарушителей на дорогах. БПЛА кружат вблизи поста ДПС и передают оператору информацию о зафиксированных правонарушениях. БПЛА работают в 17 регионах: в республиках Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Татарстан и Удмуртия. Их взяли на вооружение в Забайкальском, Краснодарском, Красноярском и Пермском краях, Амурской, Воронежской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Свердловской, Тюменской областях и в Москве.

МВД подбирает участки для БПЛА на основе анализа аварийности дорог с отсутствующими автоматизированными средствами фиксации нарушений ПДД. На аварийно-опасных участках находятся посты ДПС, к которым прикреплены БПЛА. Они патрулируют указанную территорию вблизи поста и сообщают оператору об обнаруженных правонарушениях. БПЛА планируют использовать для выявления административных правонарушений, таких как выезд на встречную полосу или пересечение дорожной разметки, и для информирования нарядов ДПС о дорожной ситуации. Кроме того, БПЛА будут способствовать установлению порядка на дорогах благодаря «психологическому побуждению к соблюдению правил дорожного движения». Для этих целей МВД информирует граждан о применении БПЛА для контроля за ездой на дорогах. На въезде и выезде с контролируемых участков Госавтоинспекция установила щиты с надписью «Внимание! Контроль выезда на встречную полосу!» и изображением беспилотника. После этого, по сообщению МВД, не было выявлено ДТП, связанных с выездом на встречную полосу.

Предпосылки использования БПЛА для обеспечения безопасности дорожного движения:

1) такие комплексы стали доступны для широкого применения;

2) технология видеонаблюдения позволяет вести наблюдение на значительном расстоянии;

3) технология фиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) отработана на практике.

Целью использования БПЛА является обеспечение:

  • мобильности и оперативности при решении задач обеспечения безопасности дорожного движения;
  • масштабного обследования и широкоформатного обзора при обследовании улично-дорожной сети;
  • оперативного обзора при организации поиска и преследования транспортных средств.

Комплекс БПЛА включает:

1) летательный аппарат;

2) видеодатчик, установленный на летательном аппарате;

3) автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора, установленное внутри транспортного средства поста контроля;

4) транспортное средство поста контроля.

АРМ оператора включает:

  • вычислительный модуль, предназначенный для фиксации нарушений ПДД;
  • пульт управления летательным аппаратом;
  • АРМ приема и обработки информации о зафиксированных нарушениях ПДД.

Транспортное средство поста контроля включает:

  • систему электроснабжения;
  • систему отопления;
  • систему кондиционирования.

Структурная схема комплекса БПЛА приведена на рис.1

БПЛА, оснащенный мощным видеодатчиком, способен в полете с расстояния до двухсот метров автоматически фиксировать информацию, на основе которой может быть сформирована необходимая доказательную база для привлечения к ответственности нарушителей ПДД. Информация о нарушении может передаваться автоматически в ЦАФАПОДД  для вынесения постановлений об административных правонарушениях, либо передаваться наряду дорожно-патрульной службы (ДПС) для привлечения к административной ответственности, конкретного нарушителя непосредственно сотрудником ДПС. Комплекс БПЛА способен фиксировать, следующие нарушения ПДД:

  • выезд на встречную полосу для движения транспортного средства (ТС);
  • движение по обочине;
  • движение по выделенной полосе;
  • проезд ТС по трамвайным путям встречного направления;
  • проезд ТС по велодорожкам и тротуарам;
  • неправильное расположение ТС на проезжей части;
  • движение грузового транспорта запрещено;
  • движение запрещено;
  • въезд запрещен.

В таблице приведены примерные технические характеристики комплекса БПЛА

Наименование характеристики Значение
Летательный аппарат
Размер (диаметр) рамы 1800 мм
Кол-во моторов 6
Время полета (на одном комплекте аккумуляторной батареи) 60 минут
Максимальный взлетный вес 26 кг
Максимальная скорость 72 км/ч
Максимальная высота полета 100 м
Видеодатчик
Максимальное расстояние до зоны контроля 200 м
Зум 30Х
Подвес камеры 3-х осевой стабилизатор
Рабочее напряжение, В 12 В
Вес камеры с подвесом 848 г
Обеспечивающие системы автомобиля поста
Мощность системы электропитания 8 кВт
Зарядная станция для АКБ летательного аппарата 1
Количество одновременно заряжаемых АКБ 4 шт
Мощность системы кондиционирования 9 кВт
Мощность системы отопления 3 кВт

Технические возможности управления летательным аппаратом:

-автоматический взлет / посадка;

-самостоятельный полет на заданную точку;

-самостоятельный полет по проложенному маршруту;

-возможность зависания в необходимой точке на заданное время;

-самостоятельный возврат на место взлета по команде / таймеру;

-самостоятельный возврат на место взлета при разрыве связи с наземной станцией;

-передача на наземную станцию полетной телеметрии:

  • скорость;
  • высота полета;
  • температура воздуха на высоте;
  • состояние аккумулятора;
  • текущие координаты;

-передача видеосигнала на наземную станцию;

-удаленное управление подвесом камеры (поворот, стабилизация);

-удаленное управление зумом камеры.

С помощью комплекса БПЛА возможно решение следующих задач:

1) расширение и отработка фиксации нарушений ПДД;

2) исследование дорожного полотна на предмет соответствия проекту организации дорожного движения (ПОДД) на заданном участке;

3) оценка обстановки в случае возникновения нештатных ситуаций (при недоступности места происшествия для патруля ДПС);

4) выявление и идентификация разыскиваемого транспортного средства, захват и сопровождение.

БПЛА в движении выполняет съемку заданного участка дороги и передает на наземную станцию (компьютер) в он-лайн режиме.

На наземной станции выполняется:

  • загрузка он-лайн видео с БПЛА;
  • по видео  — распознавание горизонтальной разметки и дорожных знаков, формирование фактической модели  заданного участка дороги;
  • загрузка описания ПОДД;
  • сравнение ПОДД и фактической модели участка дороги, формирование протокола сравнения.

Для комплекса БПЛА организуется он-лайн доступ к фиксированному списку ТС, подлежащих контролю. При обнаружении в зоне контроля БПЛА автомобиля, государственный регистрационный знак (ГРЗ) которого присутствует в списке, выполняется сигнализация на патруль ДПС, находящийся вблизи зоны контроля БПЛА, который выполняет остановку и проверку этого автомобиля.

Возможность оперативной съемки места ДТП сверху позволяет выполнить фиксацию картины места ДТП, а также формирование схемы ДТП на основе распознавания образов. Сформированная таким образом схема может быть использована в процедуре автоматизированного формирования документов по оформлению ДТП и интеграции в единую базу данных. Использование БПЛА позволяет контролировать участок дороги протяженностью до 10 км, по 5 км в каждую сторону от патрульного автомобиля. Если БПЛА заметит автомобиль, выехавший на встречную полосу, он осуществит «автозахват» и будет следить за ним, пока его не остановят полицейские.

При этом видеозапись, на которой зафиксировано нарушение и путь машины вплоть до остановки, сохраняется на жестком диске оператора БПЛА. При остановке автомобиля запись демонстрируют водителю. Это видео впоследствии копируют на оптический диск и приобщают к делу как доказательство к протоколу о нарушении ПДД.

Кроме того, на основе сведений, которые предоставляют БПЛА, формируется перечень аварийно-опасных участков дорог.


Владимир Балановский,
член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, действительный член АПК и ВАНКБ, профессор Академии военных наук;

Иван Брец,
заместитель генерального директора ООО «Профит»;

Алексей Авдонов,
генеральный директор «Интерправо Инвест

«Системы безопасности, 2021 г, №6»

Профит
+7 (928) 424-86-05
ooo_profit_2020@mail.ru
ООО «Профит»
350028, Краснодар, улица Героев-Разведчиков, дом 36, помещение 8
Все права защищены. ООО «Профит», © 2021—2025